Железнодорожные перевозки в условиях эпидемии коронавируса и дефицита контейнеров стали основным видом транспортировки товаров внутри стран и за их пределами. Китай круглосуточно использовал ж/д вагоны в период пандемии для доставки медицинских грузов в провинции, а после выхода из локдауна — для быстрого возвращения к работе заводов, фабрик и торговых организаций Поднебесной.
Из-за кризиса были разрушены сложившиеся в мире мультимодальные схемы. Поэтому логистические компании были вынуждены подстраиваться под нужды ритейлеров и заменять автомобильную доставку грузов на железнодорожную. По данным РЖД за первое полугодие 2021 г. компания перевезла в 1,5 раза больше контейнеров, чем за этот же период 2020 г., а по сравнению с предыдущими годами — в 2,5 раза. Несмотря на рост тарифных ставок на 15-25%, снижение спроса транспортировку грузов по ж/д не наблюдается.
Из-за большой нагрузки на Транссибирскую магистраль в РЖД было принято решение запустить несколько новых железнодорожных маршрутов по направлению из Китая в Европу через Казахстан и Калиниград: Туаньцзецунь — Фридрихсхафен в Германию, Сиань — Иммингем в Великобританию. Через КПП Забайкальск — Маньчжурия, стоящем на границе с автономным районом Внутренняя Монголия, за 9 месяцев 2021 г. проехало более 3 тыс. поездов, направляющихся в страны ЕС.
Однако возможности РЖД по перемещению большого объема грузов в условиях нарушения традиционных логистических цепочек все равно не могут решить возникшие проблемы. Большое скопление контейнеров наблюдается и в Южной Корее. Загруженность порта Пусан из-за постоянно вводимых ограничений в Китае составляет 95%.
Железнодорожные компании справляются с поставленными перед ними задачами в условиях возросшего спроса на услуги. Однако перебои в глобальной логистике и коллапс морских перевозок пока не позволяют аналитикам рынка давать оптимистичные прогнозы.