Наличие у экспедитора договора страхования ответственности за сохранность перевозимого груза является подтверждением благонадежности экспедитора в качестве делового партнера. Для многих экспедиторов, работающих с крупными контрактами и сталкивающихся с необходимостью обслуживания больших грузопотоков, страхование ответственности стало повседневной практикой и вошло в обычаи делового оборота.
Также стоит помнить, что страхование грузов и страхование ответственности Экспедитора – это два отдельных вида страхования. Ставить знак равенства между этими видами страхования – неверно, так как они не заменяют, а дополняют друг друга.
ü Первый – страхует груз от всех рисков, за исключением форс-мажорных обстоятельств. В ситуации потери или порчи груза клиент получает от страховой компании компенсацию в любом случае.
ü Второй – компенсирует ущерб (но не более установленных лимитов ответственности, согласно законодательству РФ и международных конвенций), нанесенный исключительно по вине Экспедитора ввиду его некомпетентных действий или нарушений правил перевозки. Компенсируется ущерб связанный не только с повреждением или утратой груза, но и связанный с другими убытками Заказчика, например, штрафы госорганов и т.п. Однако, только в том случае, если вина Экспедитора в нанесенном ущербе Заказчику установлена и доказана.
Ответственность при осуществлении перевозок регулируется следующими нормативными актами:
Вид транспорта при внутрироссийской** перевозке | Законодательство РФ | Ответственность* |
Любой | ГК РФ, Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ | В размере стоимости груза |
Вид транспорта при международной* перевозке | Законодательство РФ + Конвенция | Ответственность* |
Воздушный | Варшавская конвенция 1929 г., Гаагский протокол 1955 г.; Гвадалахарская конвенция 1961 г., | 20 USD за кг |
Автомобильный | Международная конвенция о договорах международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. (Конвенция СМR) | 10 USD за кг |
Морской | - Брюссельская конвенция или Гаагские правила 1924 г. и другие | 600 USD за место, либо 1,8 USD за 1 кг брутто утраченного или поврежденного груза |
Железнодорожный | Соглашение СМГС 1974 г., Бернская конвенция 1961 г | 12,2 USD за 1 кг груза |
*Международная перевозка – пункт отправления или пункт назначения за пределами РФ
**Внутрироссийская перевозка – пункт отправления и пункт назначения в пределах РФ
В итоге, страхование ответственности не равнозначно и не заменяет страхования груза, а лишь дополняет его и делает его более надёжным и экономичным, так как страховая компания, застраховавшая груз, может по регрессу получить возмещение от страховой компании, в которой застрахована ответственность Экспедитора или перевозчика.