Сто судов, из них семьдесят контейнеровозов, ждут очереди на разгрузку в портах Лос-Анджелес и Лонг-Бич. Это не первый затор в указанных портах, но на сегодняшний день количество кораблей достигло рекорда.
По оценкам экспертов, через порты США идет около 70% всей международной торговли страны, и 40% всех грузовых судов проходят через гавани Лос-Анджелес и Лонг-Бич. Два главных калифорнийских порта принимают основной поток поставок из Китая.
В 2002 и 2004 годах порты были заблокированы на 10 и 8 дней соответственно, но даже тогда ситуация привела к серьезным экономическим последствиям, хотя количество кораблей не превышало 30. За последние годы ситуация не стала проще. Спрос на потребительские товары постоянно растет, а поскольку примерно 80% такой продукции в США импортируется, вместе со спросом растут и очереди в портах. По данным BBC News, только за последний год количество грузов, проходящих через порт Лос-Анджелеса, выросло на треть.
В августе текущего года очереди на рейде в названных портах ждали более 40 судов, в сентябре эта цифра достигла 65, а затем и 97. В настоящий момент очередь достигла рекордной длины в 100 судов. Судя по всему, это тоже не предел: десятки контейнеровозов еще находятся на транстихоокеанских торговых путях. Эксперты не исключают возможность того, что заторы в американских гаванях сохранятся до самого Рождества.
Ближайший порт в Окленде не способен обработать такие объемы грузов, даже если перенаправлять туда всего часть прибывающих кораблей. С 13 октября по инициативе администрации президента США Джо Байдена терминалы в Лос-Анджелесе и Лонг-Бич перешли на круглосуточную работу. Эта мера коснулась также логистических компаний FedEx, UPS и ритейлера Walmart.
Но и это пока не помогает разрешить создавшуюся ситуацию. Отставание наблюдается на всех этапах поставки: на складах, автобазах и железных дорогах. 21 октября Джо Байден заявил на встрече с общественностью в Балтиморе, штат Мэриленд, что готов задействовать бойцов Национальной гвардии США для решения проблем с перебоями в цепочках товарных поставок в стране. Так, по мнению президента, бойцы Нацгвардии могут помочь при непосредственной транспортировке грузов, в том числе в качестве водителей машин.
Аналогичная проблема, хотя и в меньших масштабах, возникла в крупнейшем грузовом порту Великобритании — Филикстоу в графстве Суффолк. Как сообщают в порту, контейнеровозы разгружают почти вдвое дольше обычного — девять дней против четырех. Причины тому разные: это нестабильный график прихода судов, возникшая в результате пандемии нехватка грузчиков и водителей. Чтобы не простаивать, многие контейнеровозы уходят в другие порты Великобритании и Европы, где грузы распределяют по судам меньшей вместимости и затем отправляют сразу в места назначения.