На территории стран, входящих в состав ЕАЭС, продолжается внедрение навигационных пломб. В Беларуси с 8 декабря 2021 г. их применение стало обязательным для товаров, ввозимых из Польши. До этого такая норма действовала в отношении грузов из Литвы. Исключения по-прежнему действуют в отношении автомобильных транспортных средств, следующих транзитом из Калининградской области, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, для которых требуется специальное разрешение, а также при выборе перевозчиком услуги таможенного сопровождения.
В период первой волны коронавируса использование навигационных пломб было добровольным, сейчас применение постепенно становится обязательным для многих стран. Приспособление устанавливается на ж/д вагон или грузовой автомобиль на границе и снимается после прибытия в пункт назначения. Оно состоит из электронного блока и элемента пломбирования, которое иногда заменяется на специальное крепежное приспособление. Контроль навигационной пломбы осуществляется с помощью мобильного приложения, работающего в системе ГЛОНАСС.
“Умные пломбы”, которые впервые были опробованы в 2018 г. на российско-казахских грузоперевозках, являются замком и одновременно бортовым компьютером. Устройства обеспечивают соблюдение законодательства стран ЕАЭС по международному транзиту товаров и их сохранность, сокращают количество мер таможенного контроля. С помощью электронных пломб цепочку перевозок контролируют как государственные органы, так и компании-участники ВЭД.
Использование приспособлений сводит к минимуму влияние человеческого фактора и сокращает вероятность нарушений на таможенном пункте или после его прохождения. За счет их применения уменьшаются сроки доставки грузов из одной страны в другую.
Эксперты АBIPA отмечают, что внедрение навигационных пломб незначительно сказалось на стоимости транспортировки грузов. Многоразовые устройства для мониторинга перевозки товаров берутся перевозчиком в аренду, ее цена зависит от сроков оказания услуг. Хотя в некоторых странах, в связи с расширением сферы использования, стоимость пломб увеличилась. Так, в декабре 2021 г. за установку приспособления и отслеживание груза в Беларуси перевозчику придется заплатить 290 белорусских рублей (около 8 400 ₽) — т.е. в 2 раза больше, чем по установленному ранее тарифу.
Применение навигационных пломб способствует сохранности груза за счет исключения доступа к нему третьих лиц и позволяет своевременно реагировать на внештатные ситуации. Правительства стран ЕАЭС планируют в 2022 г. увеличить использование электронных устройств для грузовых отсеков ТС — автомобилей и ж/д вагонов. Подобные меры напрямую затрагивают интересы участников ВЭД, поскольку способствуют оптимизации процессов международной логистики.