Автор фото: Анна Ополихина
Несмотря на пандемию, поставки оборудования для мусоропереработки в Российскую Федерацию продолжают увеличиваться. По оценкам аналитиков рынка, в 2020 году прирост составил около 40%. Темпы поставок с начала 2021 года сохраняются на высоких уровнях и, вероятнее всего, по итогам года покажут не менее значимый результат.
Статистика ФТС за первое полугодие 2021 года показывает, что ключевыми регионами поставок мусороперерабатывающего оборудования в Россию остаются страны Европы и Китай. Оборудование завозится в соответствии с классификатором ТН ВЭД — группы 8479 и 8474. Код ТН ВЭД 8479 в таможенных документах расшифровывается как «машины и механические устройства, в другом месте таможенной группы не поименованные и не включенные». Данная формулировка наглядно показывает тот факт, что еще относительно недавно экспорт и импорт мусороперерабатывающего оборудования был мало востребован.
«Недостаток отечественного оборудования для мусоропереработки находит отражение в таможенно-тарифной политике государства. Практически все его виды поставляются с нулевой ввозной таможенной пошлиной. Поэтому ничего удивительного, что в этом сегменте рынка наблюдается рост. Например, к нашей компании в 2020 году обратились более 50 раз для осуществления ввоза мусороперерабатывающего оборудования в Россию», — отмечает генеральный директор «АБИПА Россия» Владлен Золотарев.
Грамотный выбор перевозчика позволяет не только снизить таможенные платежи и оптимизировать доставку оборудования, но и правильно подготовить разрешительные документы. Ключевые особенности поставок мусороперерабатывающих машин и линий можно разделить по двум основным направлениям: поставка отдельных линий, запчастей и машин и поставка цехов и заводов. По оценкам компании ABIPA, в 2020 году средняя стоимость оборудования в одной поставке составила 232 тысячи евро.
Несмотря на то, что в России таможенное регулирование по мусороперерабатывающему оборудованию, по мнению экспертов, одно из самых лояльных, важно помнить о том, что при проведении груза через таможню и для быстрого таможенного оформления нужно подготовить максимально полный перечень документов.
Помимо Единого лицевого счета или ЕЛС, подтверждающего внесение платежей, важна полнота технической документации о перевозимом оборудовании: вплоть до предоставления чертежей. Также подаются: накладные; контракт о внешнеэкономической деятельности; разрешительные документы; инвойс; точные данные о производителе и поставщике оборудования и другие сопутствующие документы о ВЭД. Благодаря цифровому взаимодействию с ФНС, значительная часть документов направляется в ФТС автоматически.
В решении вопросов нетарифного регулирования чаще всего возникает необходимость наличия сертификата соответствия. Иногда необходимо получать заключение торгово-промышленной палаты о стоимости — данное требование касается оборудования, бывшего в употреблении.
«В настоящее время мы отмечаем устойчивый тренд ввоза не только нового оборудования, но и бывшего в употреблении. Дело в том, что Евросоюз активно субсидирует технологическое обновление мусороперерабатывающих предприятий, при этом старое оборудование находится в очень хорошем состоянии и способно осуществлять поставленные задачи», — отмечает Владлен Золотарев.
Для инвестора стратегическим преимуществом является и тот факт, что завоз оборудования для переработки мусора не требует сложных документов — лицензий или договоров о квотировании.
Как перевезти оборудование быстро и выгодно?
Зачастую самый горящий вопрос для бизнеса — как быстро привезти оборудование, осуществить его монтаж и пробный пуск. Учитывая, что оно относится к крупногабаритным, иногда для удобства его перевозят частями. И для успешной реализации логистических процессов необходимо помнить несколько важных нюансов.
Во-первых, таможне в таком случае необходимо доказать, что несколько машин перевозят один товар. Если сопутствующая документация подготовлена неправильно, его могут классифицировать как отдельные товары при ввозе. Из-за этого бизнесу придется платить высокую пошлину, либо готовить дополнительные сертификаты. В результате сбиваются сроки поставок, растут денежные затраты. Поэтому опытный перевозчик применяет актуальные методики и знания, чтобы вести оборудование как единую комплектную линию. Это исключает риски на таможне.
В число решений для перевозки сложносоставных линий оборудования, как правило, включаются использование консолидационного склада и последующий совместный вывоз.
Еще один вариант — получить классификационное решение Таможенной службы, которое позволит ввозить разными партиями на протяжении определенного времени одно оборудование и потом растаможить его единым кодом ТН ВЭД. В случае если заказчик и перевозчик выбирают этот вариант как оптимальный, понадобится понятная, четкая техническая документация, на основании которой инженерный отдел таможенный службы примет положительное решение о выдаче такого решения.
Во-вторых, важно понимать особенности выдачи классификационного решения для продукции, которая будет поставляться разными путями — морским, авиационным и автомобильным транспортом. Это более трудоемкая и затратная процедура с жесткими требованиями.
Следовательно, получать такое решение имеет смысл, если клиенту идет огромный объем поставок и невозможно использовать консолидационный склад. Чаще всего речь идет о перевозке целого завода.
«Грамотные логистические решения помогают снизить бюрократические проволочки и обеспечить своевременный ввоз оборудования. В итоге таможенное оформление занимает один-два дня, в редких случаях — три. Так что все зависит от качества подготовки документов», — подчеркивает Владлен Золотарев.
Какие платежи предстоит оплатить, если вы везете оборудование для мусоропереработки?
Таможенные платежи делятся на четыре вида. Во-первых, компании начисляется пошлина, определяемая по коду ТН ВЭД. В мусоропереработке размер пошлины в настоящее время нулевой.
Во-вторых, компании оплачивают НДС, начисляемый на стоимость товара и перевозки до границы, плюс сумма пошлины. Данный НДС допустимо предъявить к вычету. В любом случае, это движение денежных средств, и для реализации процесса на ЕЛС должен быть достаточный объем средств. Через квартал можно будет полностью или частично их вернуть.
Третий вид таможенных платежей — фиксированный сбор, установленный постановлением Российской Федерации. Его максимальная сумма составляет 30 тысяч рублей. Однако, декларируя товар через электронные сервисы, можно получить скидку 25%.
Так что логистика — это не просто доставка из точки А в точку Б. Это комплексное решение с учетом всех условий и целей бизнеса.