В 2021 г. во всех странах мира наблюдался устойчивый рост спроса на автомобильные перевозки, как альтернативы морской транспортировке грузов. В КНР их объем увеличился на 15,6% по сравнению с 2020 в годовом исчислении, в России — на 5,4%. В Европе зафиксирован рост на 3,2% ставок на FTL-перевозки и доставку товаров нескольких клиентов на борту одного автомобиля. Увеличение стоимости связано с дефицитом доступного транспорта, ценами на бензин и дизельное топливо. В РФ по этим же причинам, а также из-за нехватки водителей, средняя цена автомобильной перевозки выросла на 20%, а по ключевым направлениям (Москва — Санкт-Петербург) — на 50–100%.
Контейнерный кризис начала 2020 г. подтолкнул логистическую отрасль к активному использованию железной дороги. Так, в Германии доля ж/д перевозок составляет 36% от общего объема, а к 2030 г., согласно заявлению министра транспорта ФРГ, достигнет 80%. Почта России продолжает реализовывать логистические решения по доставке крупных и среднегабаритных грузов из Калининграда в Москву по железной дороге. В 2021 г. были запущены ускоренные контейнерные поезда из столицы России в Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток.
КНР, основной игрок на рынке экспорта товаров, планомерно наращивает железнодорожный трафик в Европу. Китай увеличил инвестиции в развитие ж/д инфраструктуры на фоне кризиса в 2020 г. на 3,7%. В дорожное строительство в 2021 г. в Поднебесной было вложено около $375 млрд. государственных средств. Китай планирует окупить инвестиции, поэтому даже после преодоления проблем с контейнерами продолжит развивать альтернативные морским пути доставки товаров в Европу.
Структурные трансформации рынка грузоперевозок отрицательно сказались на их стоимости. Изменение традиционных логистических маршрутов привело к увеличению тарифов. А это в свою очередь — к росту цен на товары для конечного потребителя и услуги стивидорных (занимающихся погрузкой и разгрузкой в портах) компаний.
Аналитики ABIPA прогнозируют восстановление в 2022 г. объема перевозок морским, ж/д и автотранспортом, за исключением воздушного, до уровня до пандемии. Доставка грузов по воздуху напрямую связана с стабилизацией авиасообщения между странами. Пассажирские перевозки из-за антиковидных ограничений до сих пор не восстановились, а значит, на активное использование самолетов для транспортировки товаров рассчитывать не приходится. Снижения стоимости международной доставки грузов до тарифов 2019 г. также ожидать не следует.