О том, какое значение эта инициатива имеет для обеих стран, а также как она повлияет на российскую экономику и логистику, «Строительному миру» рассказал Владлен Золотарев, генеральный директор группы компаний ABIPA, специализирующейся на международной логистике и ВЭД.
Значение проекта для Монголии
Для Монголии эта ветка имеет стратегическое значение. Страна традиционно ориентирована на экспорт полезных ископаемых, прежде всего угля. В 2023 году государство поставило в соседний Китай рекордные 78,3 млн тонн угля, а за январь-февраль 2024-го —около 13 млн тонн, что на 15% больше аналогичного периода прошлого года.В районе Гашуунсухайт находится доступ к месторождению Таван-Толгой — крупнейшему в Монголии с подтвержденными запасами 7,5 млрд тонн высококачественного угля. В 2023 году добыча на этом месторождении составила 35 млн тонн. Однако существующая инфраструктура критически ограничивает возможности экспорта. Сейчас более 60% угля доставляется в Китай автотранспортом через пункт пропуска Гашуунсухайт-Ганцмод. Грузовикам приходится преодолевать около 240 км от месторождения, что существенно влияет на стоимость и время транспортировки.
Новая железнодорожная ветка, строительство которой оценивается в $1,8 млрд, позволит кардинально изменить ситуацию. Старт кампании намерены дать в 2026-м. Важно отметить, что данную тему Пекин и Улан-Батор обсуждали на протяжении последних двух десятилетий — в общей сложности стороны провели более 60 раундов переговоров.
По оценкам экспертов, благодаря появлению новой инфраструктуры транспортные издержки сократятся на 30-40%, а пропускная способность вырастет настолько, что позволит увеличить экспорт угля минимум на 30% от текущих объемов. Это сделает монгольский уголь значительно более конкурентоспособным на китайском рынке. Кроме того, строительство железной дороги создаст тысячи рабочих мест и послужит катализатором для развития сопутствующей инфраструктуры в регионе.
Выгоды для Китая
Для Китая эта железнодорожная линия открывает возможность более стабильного и предсказуемого импорта угля из Монголии, который уже сейчас занимает значительную долю в энергетическом балансе Поднебесной. В условиях глобальной энергетической нестабильности Пекин заинтересован в диверсификации поставок энергоносителей, а монгольский уголь с месторождения Таван-Толгой — это не только качественный и географически близкий ресурс, но и имеющий гигантский потенциал для наращивания объемов при соответствующем развитии транспортной инфраструктуры.
Проект также отлично вписывается в стратегию «Один пояс, один путь», направленную на развитие трансконтинентальных транспортных коридоров. Он позволит КНР значительно усилить экономические связи с Монголией и создать дополнительные логистические возможности для всего региона.
Влияние на Россию
Во-первых, увеличение экспорта монгольского угля в Поднебесную создаст дополнительную конкуренцию для российских угольных компаний на китайском рынке. Монгольский уголь (достаточно высокого качества) в случае улучшения логистики может потеснить российских поставщиков.
Во-вторых, новый переход изменит конфигурацию транспортных коридоров в регионе. Монголия получит возможность конкурировать с Казахстаном за транзитные потоки и предложит более короткий маршрут по сравнению с переходом Маньчжурия-Забайкальск. Это может привести к перераспределению части грузопотоков между Китаем и Россией/Европой.
С другой стороны, Россия способна извлечь выгоду из этой ситуации, развивая совместные транспортно-логистические проекты с Монголией. Улучшение транспортной инфраструктуры в регионе потенциально может привести к увеличению объемов перевозок по Транссибирской магистрали, в том случае, если российская сторона предложит конкурентоспособные условия транзита.
Таким образом, для России это одновременно вызов и возможность. Москве стоит внимательно следить за развитием событий и активнее включаться в формирование новых транспортных коридоров в регионе, чтобы не оказаться на периферии маршрутов Нового Шелкового пути.
Вместе с тем, появление дополнительных логистических возможностей создает условия для более тесной экономической интеграции России, Монголии и Китая, что в перспективе может принести выгоду всем участникам. В целом, новая железная дорога станет важным шагом в развитии транспортной системы Центральной Азии и окажет долгосрочное влияние на экономическую географию региона.
Яндекс.Дзен Строительный мир